Четверг, 28 Марта 2024, 23:56
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

Оздоровительно-психологический центр

Меню сайта
Категории каталога
Здоровая психика [2]
«Оздоровительно – психологическая помощь»
Оздоровительно – психолог.помощь [3]
Форма входа
Работа центра:
Поиск
Статистика

Зарегистрировано на сайте:
Пользователей: 123
Новых за месяц: 0
Из них:
Парней: 85
Девушек: 38
В данный момент:
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Наш опрос
Как Вам сайт?
                                                              
 

Всего ответов: 48
Погода

Каталог статей

Главная » Статьи » Психология » Оздоровительно – психолог.помощь

«Ребенок и его психофизиологическое здоровье или как помочь ребенку?»

Мы живем в эпоху кризисов и социальных перемен. Тем не менее в одних и тех же обстоятельствах люди ведут и чувствуют себя по-разному. На некоторых людей жизненные сложности действуют угнетающе, приводят к ухудшению их физического состояния. У других те же проблемы способствуют пробуждению скрытых ресурсов, духовному совершенствованию и успешной самоактуализации — как бы вопреки экстремальным ситуациям. Что же позволяет человеку проявлять жизнестойкость? Что дает ему силы для сохранения здоровья, душевного комфорта, активной созидательной позиции в сложных условиях? Как помочь человеку уже с детства находить опору в себе самом, наращивать ресурсы психофизиологического противостояния негативным факторам реальности?

Ребенок беспомощен, но мудрость взрослых дает ему защиту, так как именно окружающие ребенка взрослые способны создать приемлемые условия для его полноценного развития. Основа такого развития — проведение практической валеологической (валеология – наука о формировании, сохранении и укреплении здоровья) работы с детьми и восстановление психофизиологического здоровья, от которого зависит жизнь человека в целом.

Не вызывает сомнений тот факт, что практически все украинские дети требуют той или иной психофизиологической поддержки, поскольку находятся под воздействием ряда неблагоприятных факторов.

Важнейший фактор, неблагоприятно влияющий на детей сегодня, — это нестабильность: экономическая, политическая, материальная, ценностная. К сожалению, негативное влияние нестабильной ситуации в основном лишь декларируется, то есть обсуждается в средствах массовой информации, но практически отсутствует серьезное научное изучение механизма этого влияния, а главное — его последствий.

Помимо общего фактора нестабильности, среди возможных психофизиотравмирующих условий необходимо выделить быстроту трансформации социальной ситуации. В особенности это касается изменения социального статуса и благосостояния людей. Резкое увеличение уровня дохода, так же как и его уменьшение, можно рассматривать как психотравмирующий фактор как для родителей, так и для их детей.

Следующее, на чем необходимо остановиться, это возрастающий информационный поток, в котором находятся современные дети. Нам близка позиция ученых, которые обсуждают проблему выживания в условиях современной цивилизации. Они говорят, что такое выживание качественно своеобразно и, более того, уникально для истории человеческого рода, поэтому требует глубокого осмысления и выработки соответствующей помощи хрупкой душе ребенка.

Помимо факторов, негативно влияющих на детское развитие, некоторые исследователи обсуждают общую проблему кризисности развития детей. Многие психологи говорят, что современные дети отличаются от детей, которых изучали Ж. Пиаже и Л.С. Выготский. В частности, стали другими внешние формы активности, например, заметно потускнела сюжетно-ролевая игра, распались многие социально-культурные механизмы, задававшие специфику детства (многопоколенная и многодетная семья, разновозрастное сообщество ребят в деревне или городском дворе). Сказывается и кризис, испытываемый сегодня семьей. Кроме того, типичной становится неполная или однодетная семья. Процесс социализации ребенка происходит при дефиците общения со сверстниками. Соответственно все чаще мы видим ребенка с внешними признаками взрослости (интеллектуализм, излишний рационализм) при внутренней социальной незрелости и инфантилизме. И безусловно, другим детство делает повсеместное внедрение раннего обучения, приводящего к перераспределению темпов развития познавательных процессов и, как убедительно показывают физиологи, являющегося фактором риска нарушения здоровья детей.

В целом же можно согласиться, что для современных украинских условий характерна широкомасштабная социальная депривация (то есть лишение, ограничение или недостаточность тех или иных условий, материальных и духовных ресурсов, необходимых для выживания, полноценного развития и социализации детей), приводящая к ухудшению здоровья детей: физическому, психическому, социальному. Поэтому можно утверждать, что сегодня здоровье практически всех детей требует внимания и помощи взрослых: врачей, психологов, педагогов.

Соответственно целью практической валеологической работы с детьми должно стать психофизиологическое здоровье. Психологические аспекты психического здоровья, позволят выделить собственно психологические проблемы детей в отличие от проблем медицинских.

Что понимать под психологическим здоровьем?

Термин «психологическое здоровье» был введен в научный лексикон И.В. Дубровиной, понимающей под этим аспекты психического здоровья, относящиеся к личности в целом и находящиеся в тесной связи с высшими проявлениями человеческого духа.

Психологическое здоровье является необходимым условием полноценного функционирования и развития человека в процессе его жизнедеятельности. Таким образом, с одной стороны, оно является условием адекватного выполнения человеком (ребенком или взрослым, учителем или менеджером, украинцем, россиянином или австралийцем и т.п.) своих возрастных, социальных и культурных ролей, с другой стороны, обеспечивает человеку возможность непрерывного развития в течение всей его жизни.

Говоря о развитии, следует подчеркнуть отличие содержания этого понятия от понятия «изменение». Развитие в отличие от изменения предполагает не только отсутствие застоя и наличие движения, но и существование конкретной цели, определяющей последовательное накопление человеком позитивных новообразований.

Для организации практической валеологической работы и психофизиологической поддержки в качестве цели развития необходимо принять выполнение человеком личных жизненных задач, то есть полную реализацию своих возможностей и ресурсов для обеспечения прогресса в целом. Можно использовать для описания целей развития метафору пути: «Каждый человек имеет свой путь, поэтому важно определить, какой путь является именно твоим».

Психологическое здоровье — необходимое условие полноценного функционирования, и оно тесно взаимосвязано с физическим здоровьем. Само использование термина «психологическое здоровье» подчеркивает неразделимость телесного и психического в человеке, необходимость и того, и другого для полноценного функционирования. Кроме того, проблема взаимосвязи психики и тела хорошо изучена психосоматической медициной, поэтому возможность влияния психологических факторов на развитие и течение болезней достаточно очевидна.

Действительно, если составить, обобщенный «портрет» психологически здорового человека, то можно получить следующее. Психологически здоровый человек — это прежде всего человек думающий и творческий, жизнерадостный и веселый, открытый, познающий себя и окружающий мир не только разумом, но и чувствами, интуицией. Он полностью принимает самого себя и при этом признает ценность и уникальность окружающих его людей. Такой человек берет ответственность за свою жизнь, прежде всего на самого себя и извлекает уроки из неблагоприятных ситуаций. Его жизнь наполнена смыслом, хотя он не всегда формулирует его для себя. Он находится в постоянном развитии и, конечно, способствует развитию других людей. Таким образом, можно сказать, что «ключевым» для описания психологического здоровья является слово гармония, или баланс. Прежде всего, это гармония между различными сторонами самого человека: эмоциональными и интеллектуальными, телесными и психическими и т.п., но также это и гармония между человеком и окружающими людьми, природой, космосом.  При этом гармония рассматривается не как статическое состояние, а как процесс жизнедеятельности.

Психофизиологическое здоровье представляет собой динамическую совокупность физических и психических свойств человека, обеспечивающих гармонию между потребностями индивида и общества и являющихся предпосылкой ориентации личности на выполнение своей жизненной задачи, при этом жизненная задача понимается как то, что необходимо сделать для окружающих именно конкретному человеку со своими способностями и возможностями. Выполняя ее, человек чувствует себя счастливым, в противном случае — глубоко несчастным.

Так как ключевым словом для описания психологического здоровья является «гармония», то в качестве центральной характеристики психофизиологически здорового человека можно назвать саморегулируемость, то есть возможность адекватного восприятия благоприятных так и неблагоприятных условий, воздействий. Здесь следует акцентировать внимание на возможных трудностях адаптации именно к благоприятной ситуации. Традиционно считается, что к ним-то человек всегда готов, и они не потребуют особого напряжения. Однако, вспомнив урок известной сказки об испытании «медными трубами», можно понаблюдать за людьми, быстро достигшими социального и экономического успеха, но «заплатившими» за это существенными нарушениями психофизиологического здоровья. Если же говорить об адаптации к трудным ситуациям, то необходимо, чтобы человек не только умел противостоять им, но мог использовать их для самоизменения, для роста и развития. Сделаем вывод, что основная функция психофизиологического здоровья    это поддержание активного динамического баланса между человеком и окружающей средой в ситуациях, требующих мобилизации ресурсов личности.

Если понимать развитие человека как последовательное движение к зрелости, то психофизиологическое здоровье ребенка является лишь предпосылкой достижения в будущем личностной зрелости, но отнюдь не зрелостью.

Бесспорно, психофизиологическое здоровье детей имеет свою специфику. Следовательно, психофизиологическое здоровье ребенка и взрослого отличаются совокупностью личностных новообразований, которые еще не развились у ребенка, но должны присутствовать у взрослого. Таким образом, психофизиологическое здоровье формируется в течение жизни человека, хотя, безусловно, его предпосылки создаются еще в пренатальном периоде. Естественно, в ходе жизни оно постоянно изменяется через взаимодействие внешних и внутренних факторов, причем не только внешние факторы могут преломляться через внутренние, но и внутренние факторы могут модифицировать внешние воздействия.

Поэтому необходимо рассмотреть содержательное наполнение понятия психофизиологического здоровья — это взаимосвязь его с духовностью. С точки зрения богатства развития личности, в понятие «психофизиологическое здоровье» следует включить духовное начало, ориентацию на абсолютные ценности: Истину, Красоту, Добро. Таким образом, если у человека нет этической базы, то невозможно говорить о его психофизиологическом здоровье.

Итак, выше изложенная информация позволяет выделить психофизиологическое здоровье в качестве предмета - валеология, как цель и критерии успешности психофизиологической поддержки детей.

Необходимо, чтобы родители, воспитатели и учителя владели элементарным психофизиологическим инструментарием, базовыми сведениями о возрастных физических и психологических проблемах детей. В этом им должна помогать валеологическая служба. Однако в отечественной практике теоретические знания в области возрастной физиологии, психологии и реальный воспитательный и образовательный процесс пока что существуют автономно. Валеологическое обеспечение обучения и воспитания, применение программ сохранения психофизиологического здоровья пока не стало неотъемлемой частью учебного и воспитательного процесса, оно осуществляется эпизодически и фрагментарно, а нередко и вовсе отсутствует.

На сегодняшний день сотрудниками Центра «Здоровье» разработана комплексная валеологическая программа «Здоровье – это Жизнь». Одним из направлений этой программы, является программа «Формирование культуры жизни и здоровья детей дошкольного и школьного возраста(1-4кл.)».

Продолжение см. раздел «Психологическая помощь» (см. статью программа «Формирование культуры жизни и здоровья детей дошкольного и школьного возраста(1-4кл.)»).

Категория: Оздоровительно – психолог.помощь | Добавил: Admin (24 Января 2009)
Просмотров: 4759 | Комментарии: 6 | Рейтинг: 5.0/2 |
Всего комментариев: 3
3 Гастрит  
0
Я впервые тут а мне уже начинает нравиться. biggrin

2 Irina  
0
да, довольно неплохой сайт по медицине.

1 Admin  
1
Если нравится, то создавай темы на форуме, пиши то, что хотела бы увидеть на сайте...

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]